Финансовый рынок на современном этапе развития требует от своих участников все более качественного уровня квалифицированности и осведомленности в сфере бизнес проектов. Высокие показатели неустойчивости и несостоятельность при выходе из кризисных ситуаций требуют от ведущих руководителей делового процесса внедрение методов системного мышления, которые достигли хороших показателей на финансовых площадках мировой экономики.
Реальный инструмент системномыслящих – модель системной динамики. Если быть формалистом, то звучание такого термина будет синонимично с определением в направлении изучения и исследования сложных систем, при акценте на исследовании их поведения под влиянием различных элементов. При этом такие системные модели разношерстны и не стабильны, что и требует постоянной корректировки.
На практике же все намного проще. Системно-динамические модели – это именно то, с чем сталкивается каждый из нас. Вот только не все уровни сложного механизма подвластны обывателю.
Рассмотрим системно-динамическую модель в реальной жизни обывателя. Почему бы не поговорить о торговле топливом на заправочных станциях, куда, пожалуй, каждый второй обращается с определенной периодичностью. Допустим, вы – владелец городской заправочной станцией. Процесс отлажен до автоматизма, но сбои в этом механизме имеют свое место.
Наглядный пример системно-динамической модели
Итак, представим, что вы – владелец сети городских заправочных станций. Каждый день из цистерн ваших колонок происходит отлив топлива порядка 200 литров. При этом поставщики организуют еженедельные топливные партии в объеме около 8 тонн. Теперь на самом деле представим
Казалось бы все хорошо! Процесс продаж идет на приемлемом уровне с ожидаемой долей прибыли, да и страховой запас имеется. И запас такой насчитывает 3 тонны. И все так и идет, но… Вот незадача – ваш золотой запас склада начал истощаться. Тут-то мы и сталкиваемся с нестабильностью системно-динамических моделей!
Итак, признак системно-динамической модели – нестабильность, та динамика, что и диктует само определение. Возможно, пляжный сезон привлек огромное количество посетителей, а путь неблизкий, вот и расходы горожан на топливо возросли. А может, объем поставок не отвечает требованиям рынка.
Если происходит сбой в работе системы, следует провести анализ всех элементов модели, которые хоть и являются переменными различных свойств, но поддаются мониторингу одинаково доступно. При этом в рассматриваемой нами системно-динамической модели можно выделить следующие элементы: входящий и исходящий потоки топлива, уровень страхового запаса топлива, уровни продаж.
Непростая штука анализ?
Анализ работы рассматриваемой нами модели проходит по двум векторам: суточный прогноз продаж и страховой объем запаса. Для актуальных результатов анализа требуется некий временной интервал. Остановимся на 12 сутках. Проводим подсчет среднего уровня продаж и отслеживаем уровень страхового запаса.
Небольшая путаница? Что ж давайте подробней. Мы оцениваем скорость исходящего потока (объемы продаж топлива) на протяжении выбранного интервала, соотносим полученные результаты с входящим потоком (объемы закупок топлива у поставщиков), все это согласовываем с имеющимся страховым запасом. Все корректно работает: нет как простоев топлива, так и его дефицита.
Но бывает и по-другому. Казалось бы, все идет хорошо, а потеря топливных запасов нас не минула. Увеличить интенсивность поставок? Рискованно. Можно попасть впросак с простоями. Как быть? Вот здесь то и нужны знания системной динамики, позволяющие соотнести реальные события с желаемыми результатами и провести корректировку поставок с учетом изменения продажных показателей.
В бой вступают «системщики»
Да, звучит слегка кривовато, но как правильно передает суть. Люди, умеющие системно мыслить, анализируя динамическую модель, начинают активно процесс принятия решения. В нашем случае решения на закупку топлива. Каждый принимает привычный для себя метод, но разумно мыслящий «системщик» в ситуации истощения страхового запаса позволит повышать закупочные объемы поэтапно. Так если стабильный спрос требует увеличение объема входящего потока на 1-2 тонны, то наши закупки пройдут с постоянным ростом от 300 до 500 литров при каждой новой поставке. Не стоит слишком быстро реагировать на изменение спроса.
В этой связи, можно утверждать, что оценить временные задержки и итоговые показатели продаж, пожалуй, главное качество человека, умеющего пользоваться системной динамикой.
P.S.
Системная динамика позволяет создавать модели долгосрочного значения, колебание показателей элементов которых вполне способен прогнозировать квалифицированный «системно мыслящий» человек. Это не только ультрамодная изюминка финансового рынка, но и реально работающая система на государственном уровне различных стран мира.